Греция испокон веков являлась воплощением утонченности и величия. Древнегреческая литература, представленная мифами и героическим эпосом, сформировала у современных людей определенное предоставление о культурном колорите страны. Так, мода в Греции ассоциируется с белыми летящими платьями, олицетворяющими божественное начало, однако важно учитывать, что в античности было ярко выражено классовое деление. Традиционный костюм простых людей, которые составляли большинство населения греческих полисов, отличался от одежды представителей высших слоев.
В древнегреческом обществе женская мода была связана с преобладающими историческими, социальными, экономическими и культурными условиями.
Для Греции была традиционна патриархальная система. Пока мужчины доминировали, женщины в основном занимались хозяйством и детьми, поэтому на стильные наряды времени не оставалось. Однако находились и те представительницы элиты, которые выступали против устоев, культивировали свободу мысли и выражали свое творчество в одежде. Они использовали моду, как способ выражения социальной идентичности, такой как пол, статус и этническая принадлежность.
Одним из ценнейших источников информации о греческой моде служит архитектура, которая, кстати, и объясняет обывательский миф, что в одежде греков преобладал белый цвет. Если посмотреть на статуи или расписную керамику, одежда часто кажется светлой или монохромной. Однако было доказано, что цвет мраморных статуй когда-то был покрыт краской, потускневшей за несколько столетий.
В реальности традиционная одежда греков выходила за рамки одного цвета. Так, женщины предпочитали желтый, красный, светло-зеленый, масляный, серый и фиолетовый. Для окраски тканей греческие мастера использовали натуральные красители: моллюски, насекомые, растения, которые в комбинации с другими веществами давали насыщенные оттенки разнообразных цветов.
Большинство традиционных женских греческих одежд было выполнено из прямоугольной ткани, которая складывалась вокруг тела с поясами, булавками и пуговицами. Декоративные мотивы на окрашенных тканях были либо вытканы, либо нарисованы. Часто встречались геометрические или естественные узоры, изображающие листья, животных, человеческие фигуры и мифологические сцены. Тремя основными предметами одежды в Древней Греции были пеплос, хитон и гиматий, по-разному сочетавшиеся между собой.
Самым ранним известным предметом архаической греческой моды является пеплос. Этот элемент женского гардероба представляет собой большой прямоугольник, выполненный из тяжелой шерстяной ткани, сложенный по верхнему краю так, чтобы складка доходила до талии. Этот кусок полотна накидывали вокруг тела и прикрепляли к плечам фибулами или брошками.
Ещё одним важным элементом женского греческого костюма являлся хитон — свободная легкую туника, выполненная из шелка или льна. До 550 года эта одежда носилась исключительно мужчинами, однако после стала популярна и среди женщин.
В качестве верхней одежды женщины в Греции носили химатион — большой прямоугольный материал, который проходил под левой рукой и закреплялся через правое плечо. Археологические останки статуй указывают на то, что эти предметы одежды часто окрашивались в яркие цвета и покрывались различными узорами, которые либо вплетались в ткань, либо раскрашивались.
С переходом к Византийской империи мода приобрела более сложные формы. Одежда стала более роскошной, с использованием дорогих тканей, таких как шелк и бархат. Появились сложные застежки и украшения, в том числе вышивка и драгоценные камни.
Во время эпохи Возрождения интерес к античной культуре возрос, что отразилось и на моде. Греческие наряды вновь начали использоваться как символ национальной идентичности во время борьбы за независимость в 19 веке.
С начала 20 века греческая мода претерпела изменения под влиянием международных тенденций.
Современные греческие дизайнеры активно экспериментируют с формами и материалами, создавая уникальные коллекции, которые сочетают традиции и инновации.
Сегодня традиционный греческий костюм является источником вдохновения для многих дизайнеров, смело интерпретирующих элементы античной культуры на современный лад.